Это важно

Друзья! прошу принять во внимание, что все, написанное в данном журнале, является моим частным мнением, не имеющим отношения к какой-либо организации или компании. Кроме того, я не использую и не публикую в данном журнале информацию, полученную при выполнении своих должностных обязанностей.

воскресенье, 16 октября 2011 г.

Размышления о будущем торговли :)


Мастер-класс Клауса Кобьелла навел меня на понимание, что нанимая людей, которые не заинтересованы искренне помогать покупателям – мы разрушаем взаимоотношения с покупателями. Мы держим этих людей на работе до тех пор, пока они выполняют операционные стандарты - выставляют товар и содержат магазин в относительном порядке.
Действуя так, мы позволяем потребителям переживать разочарование, растерянность, неудовлетворенность там, где раньше они чувствовали радость, удовлетворение и даже удовольствие.
Мы не замечали этого недовольства до тех пор, пока однажды эти покупатели не пришли к нам в магазин. Иногда, правда, они возвращаются. Как иногда возвращаются к бывшим возлюбленным, в надежде, что те изменились. Но чаще находят, что не изменилось ничего.

Проблема ритейлеров не в плохих технологиях, и даже не в том, что технологии не используются. Проблема не в том, что ритейлеры не развивают диджитал и онлайн торговлю. Проблема в том, что торговцы забывают основы розничного бизнеса. Они забывают о людях. Никакая технология не может заменить взаимодействия между работником магазина и покупателем.
Сейчас много говорят о том, что покупатели «уйдут в онлайн» и это в конце-концов приведет к смерти традиционной оффлайновой торговли. Но я в это не верю. Чаще всего интернет-магазины сегодня обещают покупателю «найти все в магазине одним нажатием кнопки», «тысячи альтернатив» и т.д. Но проблема в том, что сегодня покупатели не могут найти то, что им нужно, не могут совершить выбор.
Покупатели не могут выбрать из десяти гелей для душа в магазине, но сегодня им предлагают делать выбор из сотни доступных в смартфоне. Покупатели могут идти в онлайн-магазин и найти там неограниченный выбор, но мы получим то же самое, что со спутниковым телевидением, когда «у меня есть тысяча каналов, а смотреть – нечего.
Как написал Барри Шварц (Barry Schvartz) в The Paradox of Choice, «Выбор больше не освобождает, а ослабляет. Можно даже сказать, порабощает». Если вы выбираете все из 57 вариантов (как написано на каждой бутылке кетчупа Hainz), выбор превращается в тяжелую работу. Барри добавляет, «то, что выбор – это хорошо, не означает, что сверхвыбор – лучше».
Дениел МакФейден (Daniel McFadden), экономист из Беркли, считает, что потребители считают слишком большой выбор проблемным из-за «риска неправильного восприятия и неправильной оценки стоимости, непонимания доступных альтернатив».
Когда это просто куча товаров онлайн – нет радости, нет новых открытий, нет общения – только товары со скидками для того чтобы привлечь покупателей. Это – будущее, которое предлагает нам онлайн торговля?
Выбор – это не преимущество онлайн торговли. Давайте посмотрим на другие преимущества. Удобство? Сервис? Цены? В ближайшие дни попробую поразмышлять на эти темы.

4 комментария:

  1. Интересное сообщение. Очень системное и знаковое. Именно так и должен думать продвец в развитом обществе потребления. Именно так: покупка товара это радость и общение. Собственно для этого в современном обществе потребления и разрушается нормальная человеческая радость и человеческое общение. Чтобы потребители шли за радостью и общением в магазин.

    А вот я с оптимизмом и надеждой смотрю на современные технологии продаж. Именно обезличенная, технологичная, эффективная онлайн-торговля сможет вернуть торговлю в её естественное состояние. Торговля - это просто обмен товарами. Современная торговля - эффективный обмен товарами, где есть возможность быстро выбрать из множества вариантов. А общение, радость, новые открытия человек будет искать там, где они действительно есть - в людях, а не в магазинах, как навязывает система общества потребления.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за коммент. Ну если бы все было так просто. Если бы услуга была просто услугой и исключала общение. Но наши покупатели - люди, наши продавцы - люди. И процесс обслуживания - это взаимодействие людей. В магазинах, отелях, автобусах, парикмахерских, банках и т.д. И зачастую - в онлайн-магазинах тоже. Я читал "Доставляя счастье" (об онлайн-магазине Zappos.com). Так вот этот успешный магазин как раз и отличается готовностью к безграничному взаимодействию с покупателем.
    Магазин никогда не заменит семью, сообщество, племя, и т.д. Но отсутствие взаимодействия между людьми будет слабой стороной онлайн-торговли, а не сильной. Это мое мнение. Ваше я тоже понимаю, но мне кажется, не стоит так сильно утрировать :)

    ОтветитьУдалить
  3. Как раз на днях купил телефон в интернет-магазине. Ниже описание ситуации. Все описанное - это мой опыт, который был в реальности.

    Итак:

    1. Нужно было выбрать телефон в подарок на день рождения. У именниника было несколько требований к телефону, а именно: А, Б и В. Причем, В должно быть максимальным, при безусловном выполнении А и Б. Зашел на hotline, там в разделе "мобильные телефоны 436 моделей. Смог ли я подобрать нужную модель в офф-лайн магазине? Даже есди бы попал на самого лучшего консультанта? А на hotline, без какого-либо "взаимодействия между людьми" я это сделал за 10 мин.

    2. Итак у меня есть потребность в конкретном телефоне NNN. Идти по офф-лайн магазинам в поисках нужной модели? И сколько магазинов мне пришлось бы обойти? Поэтому...

    3. захожу в интернет магазин, в режим "онлайн консультатнт". Девушка Оксана оформила заказ, при этом ответила на все интересующие меня вопросы. Как бы еще и остался доволен "общением".

    Ничего из вышеперечисленного офф-лайн магазин не дал бы: я бы не смог ни выбрать, ни купить. Разве, что бесплодно пообщался бы с молодыми людьми в торговом зале (ака продавцы).

    Телефоны это одно, а еда или косметика это совсем другое возразите Вы мне. И будете правы. Пока что. Когда то и к покупке телефона по интернету относились с недоверием. Но как только покупатель понял, что это удобно и выгодно, такие покупки стали обыденными. Скорее всего, то же произойдет и с другими товарами. Это мое скромное имхо, конечно.

    ОтветитьУдалить
  4. Время покажет, я думаю, что оба сценария будут прекрасно работать одновременно.

    ОтветитьУдалить